Осторожно, двери закрываются. Уникальное здание разрушается под Алексином

Железнодорожная станция Рюриково. © / Владимир Мельников / Из личного архивa

Тульские общественники, в том числе, члены Русского географического общества (РГО), обеспокоенные судьбой здания железнодорожной станции Рюриково в Алексинском районе, обратились к губернатору с просьбой рассмотреть вопрос о признании объекта памятником архитектуры.

   
   

Также активисты просят обсудить с собственником здания вопрос о его восстановлении с последующим включением в туристическую инфраструктуру района и области. Подробнее — в материале tula.aif.ru.

С мотивами древнерусского зодчества

Как нам рассказали в Алексинском художественно-краеведческом музее, чуть более 150 лет назад открылось движение по Ряжско-Вяземской (впоследствии Сызрано-Вяземская) железной дороге. Под Алексином появилась станция Даниловка — по названию близлежащей деревни. В 1904 году её переименовали в Рюриково.

К тому времени там уже шесть лет стоял уникальный, похожий на терем вокзал с характерными мотивами древнерусского зодчества. По свидетельству очевидцев, в его интерьерах поражала уникальная роспись стен и потолков, многоцветный орнамент пола, дорогие светильники и зеркала. Здание было построено для приема экстренного поезда великого князя Николая Николаевича младшего и формирования охотничьих составов для отъезжих полей Першинской псовой охоты. Старожилы вспоминали, как на станцию прибывал литерный (экстренный) поезд с августейшей особой и его гостями. На площадке у вокзала выстроился военный духовой оркестр, встречавший вельможных пассажиров бравурным маршем. В здании вокзала открылся буфет с угощениями. Неподалеку стояла вереница экипажей, куда садились Николай Николаевич и его визитёры.

Фото: Из личного архивa/ Владимир Мельников

В 1960-е годы после внутренней перестройки большая часть помещений для пассажиров была закрыта. С 1965 года работал небольшой кассовый зал, где можно было укрыться от непогоды. Большая часть здания отошла под ведомственное жильё («общежитие») — там настелили дощатый пол, большую часть оконных и дверных проёмов заложили кирпичом. В неизменном виде остались два окна, обращенные к железнодорожному полотну. К слову, в конце 1970-х на станции снимались эпизоды фильма армянской киностудии «Умри на коне» о гражданской войне.

В годы перестройки часть помещений использовали под клуб игровых автоматов. В 1995 году вокзал окончательно закрыли, затем внутри разместили аппаратуру для обслуживания семафора, которая управлялась дистанционно из Алексина.

Без охраны и консервации

Здание станции упоминается в приказе министерства культуры и туризма Тульской области «Об утверждении списков выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность» от 15 декабря 2013 г. № 210. В документе отмечено его удовлетворительное состояние.

   
   

Но это было 11 с лишним лет назад. По словам, руководителя Тульского отделения РГО Владимира Мельникова, в последние годы даже не обеспечивалась надлежащая консервация здания, не говоря уже об охране. Лишь недавно были приняты меры по пресечению несанкционированного доступа внутрь. Но к этому времени там уже успел частично обвалиться потолок.

Фото: Из личного архивa/ Владимир Мельников

«Пока для приведения здания в удовлетворительное состояние, требуются не очень большие вложения. Но если процесс не остановить сейчас, то могут возникнуть необратимые последствия, и средств на восстановление потребуется на порядок больше», — уверяет Мельников.

«Попытаемся попытаться»

А что же собственник? В ответ на запрос tula.aif.ru начальник службы корпоративных коммуникаций МЖД Владимир Мягков сообщил, что объект «Вокзал ст. Рюриково» 1898 года постройки является собственностью российского железнодорожного монополиста и числится на балансе Тульской дистанции гражданских сооружений. В связи с отсутствием пассажиропотока здание не задействовано в производственном процессе и не используется в связи с отсутствием производственной необходимости.

В целях исполнения федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» железнодорожниками совместно с Тулаоблохранкультурой был проведён осмотр здания с составлением акта технического состояния и плана работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия.

Процесс это небыстрый. Работы производятся специализированной организацией в несколько этапов: техническое обследование здания с получением заключения, разработка научно-проектной документации, выполнение рекомендованных работ (реставрация, ремонт или консервация).

Предложения по этапам проведения вышеуказанных работ включены в проект инвестиционной программы дирекции по эксплуатации зданий и сооружений МЖД на 2026-2030 гг.

В общем, собственник ничего конкретного не обещает. А ведь уникальное здание можно было бы сдать в аренду или продать за символическую сумму с условием приведения его в порядок.

Фото: Из личного архивa/ Владимир Мельников

Впрочем, и у самих железнодорожников есть опыт приведения в порядок и музеефикации вокзалов и станций. В Тульской области таковых насчитывается 16! Эта работа, как правило, ведётся в кооперации с государственными и муниципальными музеями. Но до Рюрикова руки почему-то пока не дошли.